Какая бывает совесть

 Цитата утащена с ФБ.

Британские психоаналитики пытались помочь Британским оккупационным комиссиям отобрать людей работать на госслужбу - в Германии, после войны. И вот для таких практических целей написали теоретическую статью про виды этичности у разных линостей.

Pscyho-analysis and Ethics. (1955) In Money-Kyrle, R. (1978). The Collected Papers of Roger Money-Kyrle, p. 54-84. Clunie Press

"Мы можем начать с классификации людей, разделяя их на четыре основные группы согласно их отношению к морали. Разумеется, некоторые люди будут принадлежать к нескольким группам сразу, и в некоторой степени это верно для каждого человека; но такое усложнение мы для простоты рассматривать не будем. В первую группу попадают те, кто, кажется, не имеет никакой морали вообще. Сознательно они не испытывают никакой вины в любой ее форме и считают тех, кто заявляет о влиянии моральных обязательств или угрызений совести, лицемерами или слабаками. Но это происходит потому, что они отрицают свою бессознательную вину, а не потому, что им нечего отрицать. Они гордятся своей экстраординарностью; но на самом деле они гипоманиакальны, поскольку их свобода от тревоги и депрессии достигается ценой их способности понимать себя. Вторая группа состоит из тех, кто одновременно уверен в своей правоте и критичен к окружающим. Их вина – только на экспорт. Они отрицают ее в себе, но совершенно отчетливо видят ее в других, на которых проецируют и свою долю тоже. Так что они живут в состоянии морального негодования, располагая козлами отпущения для своих собственных проступков. Они также считают себя нормальными людьми, поистине превосходящими других в добродетели; но на самом деле они гипопараноидны и живут в страхе обнаружить правду о себе.

Две оставшиеся группы состоят из людей, которые осознают свою совесть. Разграничение между ними не слишком отчетливо, поскольку оно проведено, так сказать, по серединной точке на спектре между двух теоретических крайностей. На одном конце спектра находятся те, у кого преобладает персекуторный элемент вины. Они сосредоточены главным образом на подчинении взыскательному Супер-Эго или его внешним представителям. Они склонны к самодисциплине, но и к суровости. Их совесть можно назвать авторитарной. На другом конце спектра находятся те, у кого ощущение преследования слабое, а способность переживать депрессивный элемент вины относительно не затронута. Такие люди меньше боятся неповиновения; но они более осознанно страдают от всякой неверности ценностям или персонам, что символизируют их хорошие внутренние объекты. На практике они могут быть менее законопослушными гражданами, но они более добрые и больше готовы взяться за оружие, чтобы защитить других людей от ущерба. Коротко говоря, они обладают большей внутренней свободой и более ответственны по отношению к ближним.

Эти разграничения можно проиллюстрировать различным отношением к военной морали. Гипоманиакальные люди не испытывают вины за то, что нападают на соседей, которых презирают, и могут это делать с энтузиазмом. Гипопараноидные – горят желанием начать крестовый поход против соседей, на которых они спроецировали свои непризнанные преступления. В отличие от тех и других, отношение людей с авторитарной совестью будет зависеть от характера внутреннего авторитета, которому они служат. Если он приказывает им сражаться, они будут воевать с послушным рвением независимо от того, из-за чего ведется война. Если же он приказывает им воздержаться, они будут оставаться упорно миролюбивыми, и даже не будут защищать людей или ценности, которые любят. В этом они резко контрастируют с гуманистами, которые готовы сражаться со всем, что угрожает предмету их заботы, но не проявляют агрессию первыми".

К сожалению этих последних, у которых совесть есть, но она не авторитарная, даже не 15 процентов, а сильно меньше.