Роль Бога в жизни человека

Фигура Бога нужна человеку для двух вещей:
- манипулировать окружающей средой для того, чтобы сделать ее комфортной для себя,
- получить смысл жизни "извне"

Совершенно очевидно, что Бог играет роль родителя для взрослого человека, то есть это продолжение истории о несостоявшейся сепарации, а значит и непережитых экзистенциальных кризисах:
- кризис экзистенциального одиночества
- кризис свобода-ответственность
- кризис сраха смерти и связанного с ним смысла жизни
- кризис своего места в социуме

Ялом в своей книге "Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти" высказывает мысль о том, что человек боится смерти только до тех пор, пока не видит смысла в своей жизни, пока не реализовал свой потенциал.
Я отношу себя к материалистам-экзистенциалистам, которые считают, что человеческая жизнь конечна, что в жизни смысла нет, но что человек вполне способен сделать в течение своей жизни много хороших вещей, как для себя, так и для других, и что итоги такой жизни и есть смысл его конкретной жизни.
Когда смысл жизни конкретного человека определяется кем-то извне, он лишается выбора, возможности самому определить, как он хочет реализовать свой потенциал. То есть задаются очень строгие рамки. Эти же рамки в силу того, что они даются свыше, то есть снисходят от некоторого авторитета, ставят человека в роль жертвы,  и выход за эти рамки грозит переживанием чувства стыда. Это очень удобная система кнута и пряника, такой загон для беспомощных существ. Беспомощному существу при этом дается право пытаться услужить загонщику, дабы он не наказал и не пришлось испытывать неприятные чувств. Жизнь в страхе, в несвободе и в безответственности. То, что говорится многими религиозными людьми, что вот как раз беответственность - это безнравственно и  религия как раз говорит о том, что нужно возлюбить ближнего своего как самого себя, то есть умерить свои животные инстинкты и научиться нести ответственность за свой выбор, - противоречит самой идее Бога как ответственного за то, как человеку жить. И именно поэтому каждый раз выглядит как лицемерие.

Человеку совсем не обязательно ставить некоторые рамки извне, они существуют и без того, чтобы он их себе вображал:
1. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, и если я отниму у него что-то принадлежащее ему, он может вполне себе забрать это обратно или отнять у меня то, что принадлежит мне. Если я его ударю, он тоже может меня ударить.
2. Человеческие возможности ограничены возможностями его физического тела, а так же его недоговечностью, то есть смертностью.  Они так же ограничены физичесими условиями этого мира. Например, как бы я сильно не хотела, не могу я запихнуть себя в пластиковую коробочку размером 1х1х1 см, как бы я сильно не хотела, я не могу взять и перепорхнуть из Лиллехаммера в Мадрид, мне придется купить билеты на самолет.

Сама жизнь и ее физические законы являются "колючей проволокой", которую конечно можно прогибать до определенной степени (наглость в отношении другого человека, например, или возможности продления жизни, которые дает медицина), но невозможно порвать. Осмысленная осознанная адаптация к этим условиям, умение обходиться с ними - это и есть личностный и духовный рост. "Не нужно создавать сущности без необходимости." (Бритва Оккама)
Очень близкие мне мысли. А еще меня поражает количество поклонников "позитивного мышления", магического, с помощью ритуалов и мыслей желающих контролировать будущее.
Совершенно очевидно, что Бог играет роль родителя для взрослого человека, то есть это продолжение истории о несостоявшейся сепарации, а значит и непережитых экзистенциальных кризисах:
- кризис экзистенциального одиночества
- кризис свобода-ответственность
- кризис сраха смерти и связанного с ним смысла жизни
- кризис своего места в социуме


не прямо о появлении бога, а более об инициации http://klizardin.livejournal.com/541961.html

понятие Бог имхо вполне должно иметь определённый предпосылки появления (они кратко и по ссылке). но что важно. понятие бог, как любое понятие и как любое культурное явление связанное с определённым понятием эволюционировало и это происходило всё время существования данного понятия. поэтому сейчас мы имеем дело с культурным явлением, достаточно сложным, многоуровневым и поэтому это понятие можно очень по разному оценивать. ну более кратко как по ходже насредину "и первый прав и второй прав, и ты жена права") -- что порождает такое культурное явление как терпимость))

хоть вполне естественно, что строить вполне адекватные и вполне валидные теории более чем возможно, несмотря на так сказать критику отдельных сторон).
Умные люди, которые не хотят скатываться до примитивного манипулирования родительской фигурой, прибегают к аргументам "Бог везде" и "Бог во мне". Как будто размывание этой самой фигуры и отождествление с ней избавляет от манипулирования...
Не, я прекрасно понимаю, как страшно может быть потерять опору в виде веры. Мне и самой ужасно хотелось во что-нибудь поверить, в жизнь после смерти, в высший смысл какой-нибудь - были такие периоды. Но не получилось. Не вышло поверить. А потом оказалось, что вокруг есть люди и что есть смысл в том, чтобы принимать и отдавать. Жалко, конечно, если окажется, что загробной жизни не существует, печально, досадно и страшно. Но что поделать. Не строить же свою жизнь исходя из того, что кто-то сказал, будто там что-то есть, хотя проверить это невозможно. Опереться на иллюзию - еще страшнее и досаднее, чем просто окончательно помереть.

Книжка хорошая, с радостью читал ее. Думал даже сделать тренинг на тему смерти, ибо тема эта табуированна среди обычных людей сильней даже, чем секс.

это да, танатотерапию некоторые считают живодерством, однако она отлично помогает возвращаться в реальность. Я в этом сете очень люблю фильм "Убить Билла" и сцену, где Ума Турман выбиралась из гроба. После такого опыта вообще ничего не страшно.
По-моему живодерство - это когда человек в ночи плачет с мыслью "меня не будет" и ему не с кем поговорить на эту тему. Или когда человек на терминальной стадии онкологии или другой болезни не может поговорить ни с одном родственником, потому что все шугкаются и бояться этого разговора.