(без темы)

Продолжу про свои ботинки.

Пытаться побывать в чужих ботинках - это забота о комфорте другого человека рядом с вами. Но, пытаясь там побывать, вы все равно остаетесь в своих, лишь представляя, как бы было вам на месте другого человека.

Если у вас есть травматический опыт, то ваша реакция будет намного более сильной, чем у того, кто в соседних ботинках.  И обойдетесь вы с этой реакцией так, как привыкли обходится со своими чувствами: либо подавите и сбежите, либо начнете защищать соседа или его спасать, пытаясь накормить его советами, либо будете испытывать чувство вины за то, что вообще оказались рядом.

Например:
- бабушка, у меня шнурочки развязались!
- дитятко мое бедное, как трудно жить!

Поэтому очень важно не путать эмпатию с погружением в травму.  Но в силу того, что  травмированный человек-непсихолог не в курсе про эту разницу, он назовет собственную реакцию по-разному, например, гиперзабота или ощущение собственной недостаточности. И вот представьте, что вы не в курсе, и вы то очень сильно заботитесь, то очень сильно отдаляетесь, то испытываете чувство вины, то чувство изоляции - эмоции просто кипят, да?  И психика не выдерживает, случается нервный срыв. У каждого он выглядит по-своему.  А человек в соседних ботинках не будет понимать, что случилось.

Вот почему, чтобы глубоко понимать другого, так важно хорошо осознавать себя, в своих ботинках, со своим опытом.

 
Метки:
Ох)) Как сложно. В моем опыте самое успешное переживание - когда собеседник давал реакцию, адекватную моему состоянию. А чем это было продиктовано: способностью почувствовать другого, догадкой ли, просто знанием - не знаю.
Тогда происходит психологическая разрядка ===> PROFIT
Псевдосочувствие - на словах. Но адекватных действий человек не выполняет. Кстати, происходит с тем, кто моих ботинках и ботинках моего фасона не бывал.

Edited at 2014-01-10 18:59 (UTC)