Аморальность психотерапевта

Среди нас, терапевтов, есть такая шутка про профессионализм терапевта:
"Психотерапевт должен быть тупым, аморальным и ленивым."
Тупым - чтобы не думать за клиента и не навязывать ему свои мысли, а так же не иметь возможности играть на недопонимании.
Ленивым - чтобы не делать за клиента ту работу в его жизни, которую он вполне способен сделать сам, то есть не инвалидизировать его и не поддерживать его неверие в себя.
Аморальным - чтобы не осуждать клиента, не относится к нему с пристрастием, независимо ни от каких-либо ценностей, ни от своих, ни от чужих, чтобы способствовать тому, чтобы клиент сам для себя мог выбрать и осмыслить, что для него правильно, а что нет.

Так вот, про мою аморальность. Одним людям то, что я пишу, кажется морализаторством, другим людям - отсутствием морали, зависит от их собственных представлений.
Я, как и каждый человек, имею свою собственную систему ценностей, основанную на том, что хорошо и плохо, правильно или не правильно именно для меня. И тут, дорогой читатель, ты можешь разделять мои личные ценности, а можешь не разделять. Здесь в блоге я представляю свою точку зрения исходя из своих ценностей. И прямо здесь я не терапевт.
В терапии клиенты приходят совершенно разные, и временами я сталкиваюсь с тем, что выбор клиента не соответствует моим ценностям, вот здесь я свою терапевтическую аморальность и включаю, ведь не мне судить, от чего будет хорошо и от чего будет плохо моему клиенту, это его выбор.
Поэтому реплики о профпригодности терапевта, которые основаны на личных ценностях терапевта, совершенно не отражают его профпригодности, они отражают мысли комментатора по поводу его собственных ценностей.
Если бы терапевт не имел собственных ценностей совсем, типа абсолютного такого абсурда во благо клиентов лишить себя любой опоры, он был бы психопатом, регулярно имеющим панические атаки как отражение его собственной тревоги по поводу критериев своей собственной жизни.
Так что ожидать от терапевта, что все его ценности будут совпадать с вашими просто абсурдно. Важно не то, какие у него ценности свои собственные, а как он обходится с вашими ценностями в оговоренных терапевтическим контрактом условиях. Ну а если у вас с терапевтом контракта нет, а вы просто читаете его блог, то какие вообще могут быть претензии?
Аморальность в данном контексте - это слово в кавычках. У нас у каждого есть своя мораль. Но мораль не есть оправдание осуждению. Осуждение - это когда я свои ценности считаю выше, чем чужие для всех, а не только для себя. Как будто весь мир должен подчиниться одной системе ценностей.
Приведу пример.
Вот есть у меня тут в Норвегии знакомая иранка. На фоне протестов против хиджаба среди местного населения она по этому поводу говорит:
- Мой муж не любит, когда я надеваю хиджаб. А мне нравится, я надеваю его по праздникам, это так торжественно.
Мы можем говорить, что бедные женщины востока дискриминируются с помощью одежды, а женщины востока тем не менее могут быть не в курсе, что их желание выглядеть определенным образом является дискриминацией их человеческих прав. Для феминистки борьба против хиджаба будет священной войной за права женщин, а для какой-то женщины, предпочитающей хиджаб действия феминистки будут борьбой против ее, женщины прав.
Мораль в том, что я за всех не отвечаю, я отвечаю только за себя.
Метки:
Ну вот были мысли у меня, что психолог меня выгонит взашей после моего рассказа о своей жизни :) Хотя рассудком понимаю, что вряд ли.
Правда от визита к психологу меня удерживает что-то другое.
(бьюсь головой об стену)...как же? ну как же стать тупыми, ленивыми и аморальными с детьми?
Наауууууучитеееееееееее! меня плохому!
Жизнь меня всячески к этому подталкивает, но я верткая и такая изобретательная в плане спасения детей, что Бетмен отдыхает:((
Мне катастрофически трудно становиться сволочью нормальной при своих уже взрослых детях.

секрет лежит в признании всеобщей неидеальность, в первую очередь своей, вот например, прямо сейчас вы с чем-то не справляетесь, коли коммент такой, с тем чтобы не спасать, да?
Скажите себе 10 раз: я очень очень очень хочу и люблю спасать! Я супермегапуперспасатель. А потом посмотрите, что будет с вами дальше происходить.
Еще можно спросить своих детей: хочешь, я тебя спасу?
у меня как-то круто замешано-перемешано. Для себя очень трудно что-то сделать, начать что-то...страх, замешанный на какой-то внутренней тошноте, "вдруг, если я начну дело, оно не получится, получится не хорошо, меня поругают, страшнее-посмеются". Я боюсь позора. В родительской семье не было поддержки, а было много высмеивания, претензий, острот, что больно ранило.
Получается, что спасая своих детей от трудностей, я спасаю себя от нестерпимой боли переживания детского позора? Лишаю их жизненного опыта, но избегаю своей боли...
Получается, что так...Спасибо, мне стало легче от понимания того, что в подобных ситуациях со мной происходит.
А как это лечится?
Переживанием этой боли, принятием стыда и отчаяния? Это бывает очень трудно, я это знаю, много уже прожила и приняла. Но раны иногда становятся особенно чувствительными, и я уползаю в нору и там вою.
Вот это проблема, наверное, не только в работе психотерапевтов, но и в любых профессиональных отношениях. Особенно, если сотрудничество куда более тесное, чем "отдал-взял бумажку".

Для меня вообще беда!
Если ценности моего сотрудника по работе или творчеству идут вразрез моим, я не могу поддерживать даже чисто профессиональные отношения. Жертвую ими, ибо не могу пожимать руку и разговаривать с человеком, которого считаю подлецом и пакостником. Нетолерантен-с... Даже бытового банального хама не потерплю. А уж если человек будет втулять что-то вроде "бей баб, жидов, геев и т. д. - нужное выделить), то рядом даже ... не сяду в общественной уборной.

Не представляю, как Вы находите силы работать с человеком, который может быть вам омерзителен до дрожи и которого Вы даже можете считать потенциально опасным (в силу его "служения" собственным ценностям какого-нибудь про-фашистского толка)?

И как бы мне научиться отключать в себе "моралиста", чтобы не мешало работать и чтобы так не нервничать от конфликта ценностей?
у меня, слава богу, еще не было таких гротескных случаев, но если я обнаружу, что я испытываю отвращение с клиентом, я просто скажу ему о том, что ему стоит поискать другого терапевта, и что я не могу ему помочь в силу личных причин.
Мне в этом смысле сложнее. Иногда приходится иметь дело с такими "несозвучными" специалистами по работе, или (ещё хлеще) начальством. Не бросать же работу всякий раз...

Иногда наступает фатальное "раздвоение личности" ))) Человек умён, с ним общаться очень интересно и приятно, но наступает какой-нибудь такой момент истины типа "вот эти - враги народа", и сразу перед тобой сложная дилемма - понять и как-то принять-простить этого человека (ведь он не обязательно возьмёт топор и пойдёт рубить "нечестивых", он может просто искренне заблуждаться в силу нехватки знаний или мощного предубеждения). Или всё-таки прекратить с ним отношения?

Даже когда в общении удаётся избегать больных тем, всё равно остаётся в фоновом режиме чувство "а вот он какой на самом деле". Сразу зашкаливает чувство одиночества, отчуждения, запускаются всякие защитные механизмы психики. И хочется вообще всех послать ))
(Анонимно)
На счет аморальности крайне не согласна. Психолог- психотерапевт рассуждает " вне" морали т е не навязывает свою мораль клиенту, но постулировать собственную аморальность я бы не спешила. Вот недавно на собрании белорусского гештальт сообщества даже этический комитет был утвержден.