Иллюзия неполноценности

Начну с того, что само понятие неполноценности человека - это фэйк. Полноценным, слабоценным, сильноценным, неполноценным, сверхценным можно человека назвать только если есть некоторая шкала, по которой можно измерять ценность человека. Такой шкалы нет и измерять нечем.

Но есть субъективное ощущение человеком дефицита собственной значимости для окружающих людей. И вот это как раз вполне себе оправданное ощущение. Если ребенок растет в семье, где члены семьи игнорируют свои потребности и чувства, чужие, детские, не удостаивают их внимания или ведут себя так, как будто они плохие или неправильные, вот отсюда и возникает идентификация себя как неважного, ненужного и неценного.

В связи с тем, что это ощущение себя как некоторый отпечаток травмы человек носит с собой, то он в любых отношениях таким себя может чувствовать. А как корабль назовешь, так он и поплывет, то есть вести человек себя будет в соответствии с теми представлениями о себе и о том, как его воспринимают другие люди.

Когда ко мне обращается клиент с запросом "со мной что-то не так, я неправильный" - это вот и есть так называемый комплекс неполноценности или сниженная самооценка . Неполноценных людей не бывает, бывает "я-концепция" себя как неполноценного, дефектного.

На терапии человек не становится другим. Мы просто раз за разом развенчиваем ложные представления о себе и об окружающем мире, и вот смена "я-концепции" и соответственно картины мира и позволяет человеку вести себя по-другому. Разрушение иллюзий - дело нелегкое, потому что по сути "я-концепция" и картина мира - это опора для психики, и менять опору приходится кирпичик за кирпичиком, а иначе если попытаться резко разрушить одну опору не дав другую, человек просто свалится в психоз, ну это если защиты слабые. А если защиты крепкие, то они наоборот еще больше укрепятся (это называется сопротивлением), и смысла в такой терапии нет.

Психическое страдание - это результат опоры на ложную картину себя и мира, в которой человек не может быть счастлив, не может удовлетворить свои потребности.

Последние записи в журнале

  • Информированное согласие

    Внимание тем, кто думает, а не начать ли работать со мной в терапии. У меня изменился терапевтический контракт, публикую его заново.…

  • (no subject)

    Тем, кто ждал с августа и дождался, и тем, кто не ждал - не гадал, а оно оказалось кстати: 1 октября, воскресенье, в 19 часов по московскому времени…

  • До новых встреч

    Всем, кто меня читает. Я насовсем ушла на фэйсбук. Жж мертв в своем диком мракобесии, он был убит собственным топом и жаждой в него попасть особо…

соврешенно верно, другая ложная "я-концепция", в случае удачной терапии всякая "я-коцепция и однозначная картина мира исчезают, я и окружающий мир воспринимаютс просто как некоторые многообразные процессы жизни
Присоединяюсь к предыдущему комментарию.
Я бы сказал у меня аддикция к вашему блогу. Каждый день начинаю с поиска новых постов. Очень поддерживает!
Мне всегда казалось, что ощущение неполноценности возникает, когда окружение человека выдает ему некоторую шкалу, прибивает ее гвоздиками, и человек по ней недотягивает. Т.е. что проблема не в недостатке значимости для окружающих, а в избытке значимости того самого окружения, которое навязало шкалу. (Да, начиная с детсадовского возраста, все нормальные дети - такие, а ты вот эдакий-разэдакий)
О да, согласен, менять опору надо действительно шаг за шагом и действительно надо подставлять что-то другое, иначе это получается похожим на выбивание путь и кривого, но рабочего стула под сидящим.
Шкала человеческой ценности несомненно существует.

Если забыть всю эту тенденциозную эгоцентричную индивидуалистическую шелуху, наводнившую психологию с началом 1990-х, протрезветь и посмотреть вокруг, то станет очевидным, что мы таки создания коллективные и этим самым коллективом живём.
Ценность человека есть "ценность для общества" как минимум.

Человеческая ценность гр-на Чикатило А .Р. находится на одном конце упомянутой шкалы, а ценность гр-на Рошаля Л. М. - на другом.
Разумеется, среднестатистический "я" далёк от обоих концов, как правило, и болтается, как известная субстанция в проруби, от поступка к поступку по отрезку шкалы в пределах своих способностей, редко достигая крайних значений.

Тем не менее, заявлять об отсутствии шкалы ценности как таковой - педагогический (а психолог всегда педагог) "грех". Можно работать с излишней нервозностью человека по поводу самоценности, направлять в развитии. Но заявлять, что "проблема высосана из пальца" (раз нет шкалы) - это, как минимум, насмехаться над важным для человека вопросом бытия, а в целом такие заявления от значимого другого (а терапевт всегда является такой фигурой) разрушают нравственные ориентиры пациента.

На мой взгляд, спокойно рассуждать о проблеме самооценки может только конструктивно решивший её для себя человек, превративший эту экзистенциальную тревогу в топливо для своих достижений. А отрицающий саму необходимость сталкиваться с моментом ценностной самооценки - это "экзистенциальный лентяй".