Йога и невротическое избегание

Оригинал взят у archaka в Йога и невротическое избегание
Избегание – один из механизмов психических защит, возникающих при неврозе. Это уход от любой активности, чреватой конфликтом или сильными эмоциями; стремление сохранять отрешенность, независимость и покой ; «уход в себя», самодостаточность, минимизация потребностей, будь то потребность в материальных благах или отношениях с другими людьми.

Не правда ли, картинка знакомая? Скажете, я нарисовала садху, отрешенно созерцающего суетный мир с вершин Гималаев, и вероломно причисляю его к невротикам? Скажете, именно это – путь духовной эволюции? Как бы не так.

Между духовным подвижником и невротиком существует маленькое, но радикальное отличие. И отличие это – в свободе воли. Йога, как известно – практика освобождающая. А невротик несвободен. Его поведение вынуждено, компульсивно. Он просто не может иначе. Любое взаимодействие с миром вызывает такой острый приступ тревоги, что единственный выход – убежать, спрятаться в свою маленькую раковинку. А дальше раковинка превращается в богатый внутренний мир. И йога в этом, к сожалению, может хорошо помочь. С ее помощью внутренний мир становится таким красочным, комфортным и интересным, что вылезать в суровую реальность из него хочется все меньше и меньше.

К тому же, йога дарит невротику чудесное оправдание. Да, то самое, вышеописанное. Теперь он уже не невротик, тревожный, травмированный, проигравший и бежавший с поля боя. Он – отрешенный и мудрый аскет, подвижник, поднявшийся над серой массой с ее приземленными желаниями. Как вам такой кульбит психики?

Нет, я не считаю, что йога – путь к углублению невроза. Я считаю, что это одна из ловушек, в которую попадаются многие. Среди них есть и те, кто действительно добился больших успехов на пути йоги, кого я глубоко уважаю – но кто при этом остался с израненной, травмированной психикой. Есть и другие, их гораздо больше. Они не делают ничего настоящего, никого не любят, ничем не рискуют, ничего не хотят и ничего не имеют. Люди, похожие на тени. С каждым годом практики похожие все больше и больше. Если честно, жуть охватывает. Ощущение, что смотришь на человека, медленно тонущего в болоте.

Что делать? Да ничего. Если человек уверен, что у него все хорошо, и он движется к Просветлению – ничего. Если же человек осознал, что проблема все-таки есть – психотерапия в помощь. Или йога под руководством адекватного наставника, который – тоже своего рода психотерапевт. Я, правда, таких не встречала среди йогов. Но это уже совсем другая история...

P.S. Литература по теме: Карен Хорни. Движение от людей.

Ох, это я - "невротик, тревожный, травмированный, проигравший и бежавший с поля боя".
Но только я понимаю, что просветления не будет, будет только забор.
Спасибо!
например, конкретно вот эта фраза: "йога дарит невротику чудесное оправдание. Да, то самое, вышеописанное. Теперь он уже не невротик, тревожный, травмированный, проигравший и бежавший с поля боя."

то есть почему-то невротик описывается заведомо как "проигравший", "бежавший с поля боя", которому нужны оправдания.
оправдывается человек тогда, когда он в чем-то виноват.

и дальше - "Они не делают ничего настоящего, никого не любят, ничем не рискуют, ничего не хотят и ничего не имеют. Люди, похожие на тени. С каждым годом практики похожие все больше и больше. Если честно, жуть охватывает. Ощущение, что смотришь на человека, медленно тонущего в болоте."

???

речь не о моих проекциях, а о стилистике и эпитетах в тексте.
Анна, речь идет о нездоровом поведении, о психологических защитах. Может у автора свой камень за пазухой на таких людей, я не знаю, но хорошо, что хотя бы кто-то написал об этом. Не нравится этот текст? Пусть не нравится. Вам и не должно все нравится, а идеальных текстов не бывает.
текст звучит обидно для невротика. как будто это уродливый человек.

вот я невротик. и занимаюсь йогой. про себя могу сказать, что я не возвысилась над серой массой и не считаю себя мудрым аскетом, а йога для меня - помощь в контакте с собой, с телом.

пожалуй, что-то в этом тексте есть, с чем я согласна. вот я считаю, например, что непривязанность, которую йоги практикуют, у некоторых, возможно, происходит из страха близости. т.е. некоторые идут заниматься от избегания. но не вижу в этом ничего плохого, это бывает и временно - пережить трудный период. почему нет, если это помогает набраться сил, найти свой стержень что ли.

Невроз - это все таки расстройство психики, обидно это слышать или нет, не уродство, а следствие тяжелых психических перегрузок. Если вы считаете невроз уродством - то вы обижаете себя сами. А по-моему это вызывает сострадание.
ой, сорри, не вы, а автор, я упустила момент, что это перепост.

я повторяю ещё раз: я невроз уродством не считаю, я этого не утверждала, не надо выдергивать из контекста.
я написала мнение о тексте, об ощущении, что автор текста так считает, о негативном тоне текста, вот пример:

"К тому же, йога дарит невротику чудесное оправдание. Да, то самое, вышеописанное. Теперь он уже не невротик, тревожный, травмированный, проигравший и бежавший с поля боя. Он – отрешенный и мудрый аскет, подвижник, поднявшийся над серой массой с ее приземленными желаниями. Как вам такой кульбит психики?"

Похоже я это видела не раз, я сама инструктор по пилатесу и с инструктарами по йоге соседствую близко. У меня есть клиенты которые ходят и ко мне и на йогу, а есть те, кто с йоги не может  придти ко мне даже на замену, а вот мои пилатесники даже не любя йогу , могут спокойно походить - пока меня нет.Вообщем интересное наблюдение.

занималась йогой в комплексе с прохождением психотерапии (у разных людей). Но йогу мне посоветовала как раз моя психотерапевт, и тренер тоже имеет образование в сфере психологии телесно-ориентированной терапии. Правда, про Просветление речь вообще не шла, а скорее про работу с телом. В аскезу не ударялась, наоборот, общительность и активность повысились, усталость уходила, физическое самочувствие и внешность улучшились.

Но я понимаю, о чем пишет автор, такое тоже возможно в определенных случаях, тоже у некоторых наблюдала. Правда, не всегда там замешана йога, иногда идет просто падение в определенное воззрение, без занятий какой-либо практикой. Плюс конечно, важно подобрать нормального тренера или школу.

Единственное, что несколько смутила мрачность написанного, и что чуть ли не все занимающиеся обязательно всегда с израненной психикой, даже успешные. Ничего не говорится про то, когда человек посещает занятия, не прячась от мира, а живя весьма даже насыщенной реальной жизнью, про знакомства по интересам на тех же занятиях и общение, и тд.

Edited at 2016-03-14 22:55 (UTC)
это важный момент! мало кто знает что перед духовной практикой надо пройти терапию и интегрировать Тень

у меня например практика усилила отчужденность, хорошо мудрые люди вовремя объяснили про важность психотерапии)
Я согласна с автором. Частенько такое наблюдаю. Люди боятся идти к психологу, идут на йогу
Но психологические проблемы не разрешаются. Только усугубляются
Я совмещаю психотерапию и йогу. Мой психотерапевт ещё и йоге учился. Поэтому я была предупреждена о таком возможном развитии событий
Но и у меня тут не так давно случился такой невроз - захотелось больше йоги. Мне казалось - вот ещё немного и все станет прекрасно. Проблеы уйдут только от йоги. Но на психотерапию я хожу, поэтому все это разрешилось, теперь нет такого болезненного стремления просветлеть.
Грустно, когда полезный комплекс физических упражнений обрастает "просветлениями" да "отрешениями".
Хорошо, что есть тренеры, которые не забивают голову ученикам, а просто учат правильно дышать и тянуться и объясняют, что дышать важно не для "просветления", а чтобы мышцы расслабились. Если бы мне начали задвигать про философию, сбежала бы без носков:)
Почему же по моему мнению? По определению, объяснять это может инструктор, с дипломом и опытом. Дипломы на эту тему есть, для них надо проходить специальный курс обучения и сертифицироваться.
Удивили категоричностью.
Это как непрофессионал имея приблизительно-поверхностные понятия о психоанализе будет писать о недоспециалистах имеющих раны в психике и делать выводы.
Мне сразу вспомнился известный фильм в котором частью была показана жизнь индийских йогов. И примерно такая фраза в нём: "Йоги могут длительное время вообще обходиться без пищи. По правде сказать эти районы Индии настолько нищие, что там просто нечего есть". :))