Конфликты в терапии

Очень часто люди воспринимают психологическую помощь как исправление плохого себя (или другого), как будто это поломанный робот.

Частично это правда, а частично нет. Исправляется функционирование адаптационных способностей организма. Чинится внутренний компас, способность отделять мух от котлет, способность к дифференциации поступающих сигналов как из вне (из среды), так и изнутри (от нервной системы) и их анализ.

Исправление это достигается не с помощью приложения силы или воли терапевта, а с помощью создания поддерживающей, безопасной терапевтической среды, откликающейся в режиме "здесь и сейчас" на то, что происходит с клиентом, в которой и происходит самовосстановление организма.

Ухудшение адаптационных способностей организма происходит в следствие перенагрузки нервной системы противоречивой информацией извне. То есть такая постоянная бомбежка нервной системы неточной информацией, когда чувства противоречат мыслям. Именно засчет такой бомбежки происходит расщепление личности на составляющие части, которые между собой остаются не связаны. Получается такое фрагментирование личности (когда писала, опечаталась прямо по Фрейду - "врагментирование" :) ), при котором части личности входят друг с другом в конфликт.  Организм сам по себе без нашего участия пытается (опять опечаталась: "путается" :) ) эти конфликты разрешить, но в силу того, что многие чувства как источники информации остаются подавленными и недоступными для анализа, мозг совершает одну за другой аналитические ошибки, принимая желаемое за действительное.

По скольку все эти внутриличностные (интерперсональные) конфликты не осознаются и не разрешаются, происходит проецирование неосознаваемых частей личности во вне, и тогда человек уже входит в конфликт с внешней средой, что очень сильно ограничивает его возможности воспользоваться условиями внешней среды для самовосстановления. Поэтому нужно организовывать специальную среду, где специалист может войти в конфликт с клиентом таким образом,  при котором внутренние  конфликты клиента будут разрешены за счет разрешения их между клиентом и терапевтом. В некотором смысле терапевт - это специалист по разрешению конфликтов. Поэтому и не нужно бояться того, что клиент может быть обижен или зол на терпевта, это нормально, эти чувства есть признак роста личности. Если личность не конфликтует в процессе репарации, значит она не растет и не исцеляется. Развитие происходит засчет фрустрации, за счет поддержки происходит накопление ресурсов для разрешения следующего конфликта.

Конфликты могут быть разными по интенсивности, зависит прежде всего от того, насколько заряжены внутренние конфликты клиента и на сколько устойчив и профессионален терапевт (что в свою очередь зависит от того, до какой степени терапевт сам разрешил свои внутренние конфликты). Часто конфликты могут проявляться в виде депрессивного состояния в процессе терапии, пустоты, тоски и тошноты у клиента, ощущения бессмысленности терапии. И вот это все нужно предъявлять терпевту: "Мне кажется мы застряли в болоте, я не вижу смысла в терапии". Если терапевт воспринимает это как удар по собственной самооценке, значит, простите, он плохой специалист.

У нас в Норвегии есть даже должность такая при кризисных центрах, домах престарелых, психиатрических клиниках, общежитиях для беженцев и клиниках для реабилитации зависимых: miljøterapevt, что в переводе означает "средотерапевт" - создатель и поддержатель терапевтической среды.
Исправление .... достигается ... с помощью создания поддерживающей, безопасной терапевтической среды // А если клиент не чувствует поддержки вследствие низкой чувствительности или безразличности к ней , не чувствует опасности и значит ощущение безопасности ему не нужно , то в этом случае возможно исправление ?

Ухудшение адаптационных способностей организма происходит ... когда чувства противоречат мыслям // А если они в унисон друг с другом - мысли что нет ничего хорошего в жизни подпитывают плохое настроение , плохое настроение способствует мрачному взгляду на жизнь и всё видится в чёрном цвете ?

многие чувства как источники информации остаются подавленными и недоступными для анализа // А какую информацию могут дать чувства , помимо того что чувствуется ? Есть предположим грусть , и какую информацию она может дать ?

нужно организовывать специальную среду, где специалист может войти в конфликт с клиентом // А если клиент не конфликтен , нет чувств к терапевту , если его слова вызывают максимум несогласие ?
1. Да, терапевт ищет контакта с клиентом, вопросы задает в таких случаях.

2. Когда клиент начинает отвечать на вопросы терапевта, терапевт начинает замечать противоречия и предъявлять их клиенту.

3. Вот на этот вопрос без контекста ответить невозможно.

4. Несогласие - разве это не конфликт? Можно молча не соглашаться, а можно вслух.
Анна, спасибо! Очень доходчиво и структурировано.
По ходу чтения "выловила за хвост" два аспекта своей внутренней организации, которые раньше ускользали, тем не менее причиняя большой дискомфорт )
У меня был момент в терапии, когда казалось, что из-за резкого понимания всего начинаю сходить с ума. Сейчас кажется, что все пустое, продвижения нет, вернулась будто назад. Терапевту сказать об этом боюсь - не хочу обидеть, человек ведь старается.