(без темы)


Депрессию предложили лечить в виртуальной реальности




Кадр из лечебного виртуального сценария

Caroline J. Falconer, et al., PLOS One, 2014


Британские и испанские ученые разработали метод лечения депрессии с использованием виртуальной реальности. Отчет об их исследовании опубликован в British Journal of Psychiatry Open.

У людей с депрессивным расстройством часто наблюдается патологическая склонность к чрезмерной самокритике. Преодолеть ее можно, повысив самосострадание, однако многие пациенты устойчивы к этому чувству.

Сотрудники Лондонского университетского колледжа и Барселонского университета решили воспользоваться таким свойством виртуальной реальности как воплощение — физическое и психологическое отождествление себя с виртуальным персонажем после освоения системы управления.

Ученые создали восьмиминутный сценарий, в ходе которого пациент, воплощенный во взрослом виртуальном персонаже, должен посочувствовать плачущему ребенку и утешить его. Ребенок постепенно перестает плакать, и его настроение повышается. Спустя несколько минут пациента воплощают в виртуальном ребенке и прокручивают сцену заново, так что он становится объектом сочувствия, высказанного им же раньше. Виртуальная обстановка при этом копирует помещение, в котором проводится сеанс лечения.

В первой фазе клинических испытаний эта методика помоглапсихически здоровым людям преодолеть чрезмерную самокритику. Для участия в испытании второй фазы исследователи пригласили 15 пациентов с большим депрессивным расстройством в возрасте от 23 лет до 61 года. Все они прошли три описанных сеанса в виртуальной реальности с недельным интервалом. Результаты оценивали по стандартным опросникам и шкалам.

Выяснилось, что новая методика значимо и стойко снизила уровень патологической самокритики и уменьшила проявления депрессии у девяти пациентов (60 процентов). Причем у четырех из них заболевание клинически перешло в более легкую степень. Эффект терапии сохранялся в течение четырех недель последующего наблюдения.

«Сейчас мы рассчитываем доработать методику и провести ее масштабные контролируемые испытания, чтобы с уверенностью выяснить ее клиническую ценность... Недавнее появление недорогих бытовых систем виртуальной реальности может принести подобные методики в каждый дом для широкого пользования», — отметил один из разработчиков Мел Слейтер (Mel Slater).

Большое депрессивное расстройство — это психическое заболевание, которое характеризуется непреодолимой тоской, подавленностью, снижением самооценки, нарушениями сна, аппетита, половой жизни и другими симптомами. Заболевание мешает работать и жить полноценной жизнью, что часто приводит к суицидальным мыслям и попыткам. По оценкам, хотя бы раз в жизни подходящее под критерии большой депрессии состояние испытывали не менее 16 процентов населения Земли.

Источник: https://nplus1.ru/news/2016/02/15/virtual-depression

Метки:
Очень интересный эксперимент (методика?). Как вы думаете, что за механизм здесь работает? На основании чего снижается самокритика и развивается способность к самосостраданию?
Мне немного напомнило некоторые техники НЛП.
Засчет обнаружения в себе опоры, что становиться возможным именно благодаря поочередному выходу в диалог двух разных частей личности, эта техника используется в гештальте, называется "горячий стул".

Ролевые игры живого действия дают подчас похожий эффект, я неоднократно его наблюдала, потому что сама их и делаю, и играю. Это очень интересно все. С другими игроками это делать имхо не так безопасно, как с виртуальным персонажем, но тоже работает, если воспринимать игру в рамках границ и как средство самопознания.