Зеленая ручка

Многие уже наверное видели этот текст, но я все же скопипастю.



Метод "зеленой ручки", разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой по тетрадкам подготовки руки к письму.

Этот принцип "зеленой пасты" можно использовать и в других сферах обучения и воспитания. Он учит ученика любого возраста, не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный коучинговый подход.

Итак, в чем суть:

Когда ребенок писал в прописях, мама не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка, как это делали в начальной школе. Она выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо. Девочке это очень нравилось и всегда после каждой строчки она просила: «Мам, какая получилась лучше всех?». И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!».

В чем разница между подходами?

В случае подчеркивания ошибок красной пастой, мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно.

Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет! Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено.

Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно. Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным.

Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо.

А теперь внимание, вопрос: как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую взрослую жизнь?

Ответ очевидный. Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том, что неправильно, на том, что нам кажется плохим. Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо.

Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один. Т.е. 19 были написаны хорошо, а 1 — неидеально.
Почему же мы сконцентрированы на этом одном?

Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.

На чем фокус, то и растет. На что направлено внимание, то и увеличивается. С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу.

Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.

— Больше об обучении в любом возрасте — в книге "Мастерство учителя" (http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/masterstvo_uchitelya/)

P.S.: Найдено здесь — https://science-psy.d3.ru/metod-zelenoi-ruchki-842765/
Моё мнение дилетанта: то,какую пасту выбрать,зависит от того,сколько ошибок делает ребёнок в процентном отношении.Конечно,если на целой странице можно разобрать только одну букву,то проще и нагляднее для примера выделить её зелёным цветом.Если же ребёнок пишет хорошо,то нелепо отмечать весь текст.Лучше уж похвалить на словах,но отметить красным пару ошибок.Если красный цвет кажется слишком тревожным,то можно ошибки отмечать как-то иначе.Но если на недостатках вообще не заострять внимание,деликатно не замечая их,а только хвалить за успехи,то,думаю,ничего хорошего не выйдет.Используя одну положительную мотивацию,можно вырастить только избалованного и капризного ребёнка.
мне отец так прямо и говорил: "За хорошие оценки мы тебя хвалить не будем, потому что получать пятерки - это твоя обязанность. А за плохие оценки мы будем тебя ругать!"
Давно читала этот текст, хорошее наблюдение. Думаю, что такой подход очень актуален в дествте, когда ребенок только начинает учиться и скорее всего большая часть любых заданий у него будет получаться не очень. Тогда действительно важно выделить то, что получилось хорошо, а на остальном не заострять внимание, это ведь учебный процесс, ошибешься пару раз, потом научишься. Но в дальнейшем для некоторых не менее важно, как не надо. Я так лучше воспринимаю на контрасте, хорошо/плохо, иногда хорошо поулчается несознательно и тогда важно понять, чем оно выигрышно отличается от неверного варианта. Например, при просмотре видео, как теннисист подает мяч будет важно отметить почему одна подача получилась хорошо, а другая плохо, какие ошибки допущены и как их избежать.
В некоторой консенсусной модификации, так сказать, это использовала наша преподаватель русского-литературы в старших классах - точно не помню, вроде бы и сама по началу, а потом и нас натаскала - выискивать ошибки, а потом жирно исправлять их прям поверх зеленой ручкой - с той мыслью, чтоб голова запоминала "как правильно" это должно выглядеть.
с одой стороны, это красиво и гуман(итар)но, а с другой - не получится, что лет через сто мы придем к выводу, что таким образом дети ничему не научились?

и вообще как ошибки-то тогда исправлять?

меня это правда живо интересует, у меня ребенок д/с возраста и кому, как не мне с ним заниматься
Какая простая и неожиданная идея...
Когда сын должен был пойти в школу, его можно было отдать либо в 6,5 лет, либо в 7,5. Меня саму отдали в неполные 7 лет.
Мы пошли к психологу на тестирование. Психолог сказал, что сын не хочет в школу, что он не готов к школе, что у него, с большой вероятностью, будет плохой почерк. Я расстроилась.
В школу он пошел в 7,5 лет. К школьным прописям купила дополнительные авторские, чтобы наладить почерк хороший. Верила тогда, что можно вмешаться и что-то подправить в ребенке, только надо быть ответственной "хорошей" мамой.
В младшей школе почерк у него был красивый.
А потом ... стал свой собственный. Плохой:)

И я сейчас думаю: не надо было давать ему двойную нагрузку. Может быть, это научило его делать свое дело ответственно, не знаю. Но для ожидаемого результата оказалось бесполезным делом.

Хвалить, поощрять - теперь я вижу это гораздо более важным, нежели стремиться "быть правильным".
Спасибо за текст! У моих подруг подрастают детки, покажу им, может, пригодится.
Исправление ошибок - это неизбежная часть процесса научения навыку того же грамотного письма. Если лишить ситуацию личностной окраски, подчёркивание красной пастой всего лишь выполняет функцию разграничения правильного и неправильного. Постоянное соотнесение опыта и нормы - это и есть усвоение нормы, научение. В остальном же рано или поздно каждому из нас попросту предстоит перерасти детское восприятие действительности, согласно которому факт совершения ошибки воспринимается личностно и позволяет психике забуксовать. Так что выдумывать какую-то специальную мотивацию, "метод зелёной ручки" - имхо, лишнее. Сейчас вообще всё больше наблюдаю тенденцию носиться с детьми, уберегая их от возможных, порою надуманных, травм. Но как тогда готовить их к жизни? Травинка, и та сама пробивается сквозь асфальт...
помогать ребенку встраиваться в окружающий мир - задача родителя, ребенок не травинка, это как минимм доказывает история с двумя индийскими девочками - маугли. Возраст полной самостоятельности в среднем 18 лет. До этого времени ребенок нуждается в поддержке.
Ну, если исходить из такой логики, ребёнок нуждается в поддержке и в 35, и в 50 лет. Так называемый внутренний ребёнок как минимум. Это ж вроде бы о нём ведь психология так много и охотно говорит?
Говорят, что к концу строки крючочки всё хуже получаются, потому что ребёнок смотрит на предыдущий, а надо смотреть на образец, то есть на лучший.
По-моему, хороший метод. :)