(без темы)

Детско-родительские отношения, как многие уже в курсе, - причина наших взрослых проблем.
Перекоса основных в них два. Либо ребенка лишают права голоса вообще, либо ребенок становится главой семьи, манипулируя всеми ее членами. А бывает и то, и другое, когда единственный способ быть услышанным для ребенка - это манипулировать.

Представьте себе, что семья - это племя. В нем есть старейшины и есть рядовые члены. Старейшины в конечном итоге принимают решение. Но до того, как оно будет принято, выслушиваются мнения ВСЕХ членов племени.
Так вот, обычно в семьях дети ставятся на роль безмозглых существ, неспособных вообще ничего понимать, к тому же жалких, беспомощных, неспособных о себе позаботиться. Лет до 3х ребенок правда мало как о себе может позаботиться, как минимум пока у него не разовьется речь и он не научиться врать, а так же пока у него не разовьется моторика настолько, чтобы он сам мог добывать себе еду разными способами. (Врать - это тоже способ выживать, хороший навык, когда по другому никак не выжить).  Но к 3м годам ребенок уже начинает очень многие вещи понимать не хуже взрослых. "Устами младенца глаголет истина".  Не выслушивая мнения ребенка родители не только поддерживают его в роли безмозглого и беспомощного существа, но и себя лишают какой-то информации, которую они сами могут игнорировать в силу своих собственных тараканов.

В общем, долго ли, коротко ли, если ребенка всю жизнь в этой роли поддерживать, то и вырастает он с убеждением, что он тупое и беспомощное существо. И отчасти это правда, потому что из этой роли и узнавать-то ничего не хочется, если за меня все всегда делали взрослые, то я сам и не научаюсь, пока петух жареный не клюнет. Но однажды каждый из нас остается один на один с жизнью, и тогда все, чему мы не научились, обрушивается на нас бетонной плитой. Многие наверное переживали в своей жизни период, когда эта бетонная плита падает, например при разводах или потерях родителей. И вот это падение еще больше убеждает человека в том, что он никто, хотя на самом деле это просто резко свалившаяся ответственность за свою жизнь, которая и так всегда существовала, просто родители отнимали у ребенка власть над своей жизнью, поддерживая себя в роли всесильных.

Найти золотую середину, то лезвие бритвы и тот самый баланс в отношениях, когда ребенок уже может сам и когда еще не может - это очень тонкий процесс взаимодействия с ребенком, наблюдений за ним, общения с ним, экспериментальных игр  с ним.  У родителей пропала необходимость этим заниматься, когда всех дружно погнали на стройки коммунизма, а функции воспитания отдали детским садам.  Отношениями в семье занималась партийная организация. В общем людей сделали безответственными и за свои отношения с супругами, и за свои отношения с детьми. И сегодня мы просто расхлебываем последствия этого строя.
99 из 100 родителям надо самим втолковать, что они - тупая серость, а не пупы земли.и большей глупости, чем ставить ребенку в пример собственные принципы и сам образ жизни - придумать почти невозможно.
Спасибо. Это то, к чему я стремлюсь в воспитании дочки - постепенное и ненавязчивое обучение новым навыкам и самостоятельности; разумная свобода, но в пределах очерченных границ, которые с возрастом потихоньку расширяются. Плюс принятие и поддержка, само собой.
Думаю, оно появилось раньше коммунизма, хотя ясли, безусловно, свою роль внесли. Но насколько я понимаю, раннего разделения ребенка с матерью не было только у народов, близких к первобытному разделению труда и образу жизни - где много-много женщин работали вместе и дети были при них, играя, либо в перевязях. А как только появилась семья как ячейка общества, взрослая работа стала требовать от женщины больше времени и дети оказались в проигрыше. По крайней мере, в каком-то этнографическом музее одного из городов золотого кольца (не вспомню сейчас точно) посреди дома (век XVI-XVII, не позже) висела люлька с привязанной веревкой, мать с утра привязывала себя за ногу к люльке и занималась хозяйством. Ребенок заплакал - мама дергает ногой, не отходя от печи. Внимания к ребенку не больше, чем в советских яслях. Да и аристократия, со всеми их гувернантками и учителями и родительскими балами-приемами-службой, тоже не сильно давала детям то, что нужно.
У аристократов были няньки да мамки для детей. Ребенку не сильно важно, чтобы ему "давала что нужно" именно биологическая мать. Важно, чтобы был взрослый, удовлетворявший его нужды.
Ну там как Арина Родионовна для Пушкина.
да-да, плюс к тому, что само понимание, что кто-то другой отвечает за воспитание моих детей в том массовом размере, как это было при советской власти, сильно отличается от того, что у тех самых простых людей кроме как на бога свалить эту ответственность больше было не на кого.
Такого уровня безответственности, как сейчас, в советское время и не было. Я работала учителем в 90-е и начале 2000-х - так родители прямо говорили: воспитывать - это ваша работа, вам за неё деньги платят. Мы херней такой, как учительство, не занимаемся, мы деньги зарабатываем.
Неудивительно. Я в начале 2000-х училась в колледже, директором которого был сдвинутый на советской модели образования мужик. Это прям был островок коммунистического сопротивления в стане капиталистических врагов. Со всеми атрибутами - еженедельными линейками, пышным празднованием дня рождения Ленина, 7 ноября и Дня солидарности трудящихся. И директор считал воспитательную (а не только преподавательскую) работу своим святым долгом, бесконечно читая нравоучения и вызывая студентов и родителей на педсоветы за длину волос и картинку на обложке тетради. Кстати, на педсоветах, ничего кроме плясок на чувстве вины и стыда не происходило, как водится. "Вы испортили ребенка, мы его исправим".
Забрав у родителей право самостоятельно воспитывать детей, передавать им СВОИ ценности и убеждения, странно удивляться их выученной беспомощности в вопросах воспитания.
Да, были, и это, конечно, лучше, чем ничего. Но все равно, там тоже по большей части рубили из поленьев буратин. И на одного Пушкина с сотню статских чиновников получалось и прочих Чичиковых с Митрофанушками.
Согласна с Вами по поводу перекосов в воспитании. Однако, перекосы эти - наследие вовсе не коммунизма. Можно подумать в царской России, где до 1861 года за безмозглую скотину держали бОльшую часть населения, да и после жизнь человеческая мало чего стоила, а такое понятие, как человеческое достоинство существовало только в аристократических кругах, - можно подумать, что в той затхлой стране кому-то легко дышалось...
вы недооцениваете народ, смею сказать, очень многие совсем необразованные люди во всех этносах много понимали про эту самую ответственность. "Что посеешь, то и пожнешь" не аристократы придумали.
> У родителей пропала необходимость этим заниматься, когда всех дружно погнали на стройки коммунизма, а функции воспитания отдали детским садам. - ну само собой же, что, когда родителей дружно гнали на барщину, или заработки, или просто на продажу, функции воспитателя они выполняли куда лучше.