О счастье

Большая и многосторонняя статья о счастье от stelazin. Я копирую только кусочек, вся статья по ссылке, там кому интересно, - биохимия и физиология счастья, ссылки на разные источники и эксперименты.
От меня: счастья, как и любви нет в чистом конкретном виде, есть представления о нем, и есть психические и физиологические процессы, которые ощущаются как счастье и несчастье.

Необязательность счастья

Во множестве работ по позитивной психологии самостоятельная ценность счастья, положительных эмоций и в целом well-being как общей категории субъективной удовлетворенности жизнью,- принимается как базовая аксиома, не требующая пояснений и уточнений. «Все люди хотят быть счастливы», «все стремятся быть счастливыми», «никто не откажется от счастья» ну и т.п. в разных вариациях. На деле же, это утверждение совсем не столь очевидно.
А, собственно, почему это все люди хотят быть счастливы (или должны быть счастливы)? С чего это вдруг? То есть, если понимать «счастье», как что-то неопределенно Большое Теплое и Мягкое, и говорить в том плане, что людям нравится, когда хорошо, и не нравится, когда плохо,- то на таком уровне да, все стремятся к счастью. Но это слишком уж размазанная категория, зацепиться не за что, и говорить не о чем.

Если же смотреть предметно, то обнаруживается, что ни одной неизбежно для всех необходимой категории не существует. Не существует обязательных всеобщих предиктов счастья.
Семья и дети? Нет. Работа и карьера? Нет. Духовный рост? Нет. Материальное благополучие? Нет. Психический покой и комфорт? Нет. Активность и устремленность? Нет.
Любую категорию можно оспорить. На любой довод найти контрдовод. Концепция счастья и достойной, во всех смыслах «хорошей» жизни,- обсуждается от начала времен, от зарождения философской мысли, от греков и китайце. Но в современном нам виде,- это достаточно свежая трактовка. Только в течении последнего века, или даже последние пару поколений общественный фокус внимания сконцентрировался на ценности субъективного психического состояния.
В современном мире субъективное благополучие,- что человек чувствует, что переживает, его внутренний эмоциональным мир и психологический комфорт,- стало как минимум столь же значимо (а возможно, что и более значимо), как и то, что он делает и чего добивается. Нам это сейчас кажется незыблемой аксиомой, но какой-нибудь джентельмен викторианских времен просто бы не понял, о чем речь.
Хочу подчеркнуть, я вовсе не собираюсь митинговать за старое доброе против нового бесхребетного, что нынче сплошь эмо-инфантилы, а вот раньше мужики изъяснялись в духе Г.М.Стэнли. «Доктор Ливингстон, я полагаю?». Речь о другом.

Концепция счастья в нынешнем виде это modern obsession, это навязчивая идея современного мира. Это не всегда так было (что совершенно не значит, что раньше было лучше). И как всякая сверхценная идея, оно имеет свои перегибы.

Парадоксальным образом, избыточная и безудержная концентрация на вопросах внутренней гармонии, душевного благополучия и психического комфорта оказывает дезадаптивный и вредоносный эффект на этой самой гармонии, благополучии и комфорте.
Парадокс этот видимый, потому что любая сверхценная идея вредна, даже если это сверхенная идея об отсутствии сверхценных идей.

Социальность счастья

Главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального: можно ли сидеть в ореховой скорлупке и чувствовать себя королем бесконечного пространства? Я не знаю.

С одной стороны, мы абсолютно социальные твари. Собственно, то что мы имеем в виду, когда говорим «мы»,- это и есть производная от социальной функции организма. Мозг производит психику точно так же, как кишечник производит пищеварительный секрет, а эндокринные железы- гормоны. Но наше самосознание существует только в пределах этой функциональной активности, поэтому нам сложно (если вообще возможно) отделить себя от собственных психических процессов. Нам легко сказать,- «у меня болит живот» или «у меня затекла нога», но как сказать «у меня затекло и ноет Я»?
Подавляющее большинство наших удовольствий (и неудовольствий),- социально предобусловлены, социально обеспечены и имеют социальные выходы. Даже простые гедонистические поощрения просоциальны, иначе мы бы удовлетворялись сухим пайком и онанизмом.

С другой стороны,- нормальная психика устойчива.

Мозг это чертов гироскоп.

Он стабилизируется и приходит к равновесию из любого положения. Примерно 30% от популяции переживает психические расстройства невротического регистра в той или иной форме, как правило,- депрессивного и/или тревожного круга. И это в условиях спокойной благополучной жизни. Между тем, в течении человеческой истории люди неоднократно устраивали ад на земле для других людей. Можно было бы ожидать, что под красными кхмерами или в нацистских концлагерях все поголовно слягут в витальной депрессии. Но ведь этого не происходит. Колючая проволока, пулеметчики, гора трупов,- что еще человеку надо для хорошей развернутой депрессивной триады? Уж такое посттравматическое стрессовое расстройство, что посттравматичней и стрессовей не придумаешь.
Между тем, психика выруливает из любого непроглядного кошмара. Здоровая психика, я имею в виду.
Больные в полном двустороннем параличе. Единственный контакт,- через eye tracking аппаратуру, через интерфейс, следящий за движением глаз. Фактически,- живое сознание, запертое в трупе. 72% пациентов оценивают свое самочувствие как «умеренно или выражено счастлив». 21% как «умеренно или выражено несчастлив» и 7% страдают настолько, что хотели бы эвтаназии. Данные взяты из статьи, посвященной этой аппаратуре, и авторы в основном хвастались, как они повышают качество жизни тяжелых пациентов, так что надо делать на это скидку. Но тем не менее, ай трекинг ай трекингом, и несомненно, технология замечательная, и можно только стоя аплодировать, но сам факт того, что люди могут быть счастливы, и реально счастливы, даже вот из такого положения.
Абсолютный гироскоп.
счастье
Мне кажется, что счастье - это очень относительное понятие.Есть такой еврейский анекдот: Приходит очень бедный еврей к раввину и жалуется: "О равви, нет моих сил, все очень плохо - живем 20 человек в одной комнате, дети, родители, мы с женой, тесно,голодно,что делать?" Раввин говорит: "купи козу!" Еврей не понимает совета, но считая раввина связующим звеном себя с Богом, следует совету раввина и покупает козу. Через несколько дней приходит к раввину опять с жалобами - дескать, мало того, что живем 20 человек в одной комнате, дети, родители, мы с женой, тесно,голодно,- еще и коза здесь же живет, тут же гадит, от нее вонь и кормить ее надо. Раавин говорит: "Продай козу". Еврей исполняет наказ раввина. Через день приходи и говорит"О,счастье, как все теперь хорошо, козы нет , вони нет, кормить ее не надо, спасибо Богу!Все счастливы и довольны!" Иногда человек, живя в здесь и сейчас , не осознает счастливые моменты жизни, а через некоторое время начинает их ценить