(без темы)

Хочу сказать несколько слов в защиту воспитания и в нападение на него , поделить мух и котлет.
Для того, чтобы ребенок учился ориентироваться в этом мире, приходиться рассказывать ему про полезное и неполезное, опасное, целсообразное, устанавливать границы поведения и т.п. Иначе не человек общества получится, а маугли, неспособный с этим обществом взаимодействовать.
Вопрос в том, как это преподносить.
Родители часто говорят "это плохо, это хорошо, ты плохой, ты хороший". В этих формулировках нет самого родителя. Ответственность за оценки размазана по миру, обществу и ребенку.
Важно в общении с ребенком признавать, что это ваши личные требования "мне так нравится-не нравится, мне так удобно и не удобно, я расстраиваюсь, я радуюсь, я пугаюсь когда ты так делаешь"  ( а не тебя вообще).
Тогда ребенок будет понимать, где эта ответсвенность.
И отдельно от этого есть еще насилие и унижение - именно они учат ребенка страдать, наступать на те же грабли, ненавидеть себя, обвинять окружающих в своих способах поведения и т.п.

Про то как рассказывать об опасности и целессообразности: дети далеко не сразу  могут понимать понятие "последствий", как только овладевают речью, но это не значит, что им не стоит об этом рассказывать до того, как у них вырастают усы. Просто придется делать скидку на то, что ребенок усваивает столько, сколько способен усвоить. И в этом смысле помогают не только рассказы и чтение книг про что бывает если быть неосторожным и не задумываться о последствиях (покупайте такие книги! как можно проще, добрее и с красивыми крупными картинками), тут помогают еще и наказания - лучший способ показать, что последствия неминуемо существуют. Вот только как наказывать? Насилие и унижение - это травма, а не наказание. Два способа, которые я признаю менее травмирующими и достаточно эффективными: лишение удовольствий и посадка на стул на определенное время.

Самая лучшая позиция разговора с ребенком это глаза-в-глаза на одном уровне (я обычно сажусь на корточки, когда говорю с 4-летним моим сыном), в этой позиции мы равны, унижение исключено. И спокойным голосом, "рассказывающими интонациями".
Когда родитель нависает сверху, да еще и кричит - это пугает ребенка и делает его беспомощным и бесправным, зависимым и уязвимым. И не удивительно если потом выросши он на всех своих значимых оюдей он смотрит из позиции снизу вверх с дрожащими коленками.
Что такое хорошо, и что такое плохо
"мне так нравится-не нравится, мне так удобно и не удобно, я расстраиваюсь, я радуюсь, я пугаюсь когда ты так делаешь"

Как-то смахивает на авторитарный метод воспитания : ).
А чем плох традиционный метод терпеливого объяснения последствий поступков и модели поведения. Хотя бы в духе Маяковского : )
А уж плохо или хорошо, удобно или не удобно ребенку станет от результата своего поведения он и сам решит. А то сначала хорошо, потому что маме так удобно, потом еще кому-то более сильному и авторитетному. ; )
Беда в том, что часто в пылу эмоций мозг выключается. Я, например, прекрасно могу продемонстрировать, как надо себя вести в ребёнком, когда погляжу, как с ним общается моя дочь, Я прихожу в ужас и общаюсь так, как правильно.
А потом выясняется, что она, собственно, копирует меня. С той только разницей. что я понимаю. что это неправильно, а она считает, что всё в порядке.
Но это так,рассуждения на тему...