Про внутреннего Моисея

Автор Алина Став:

Мой дедушка очень любил фразу «червяк живет в хрене и думает, что слаще хрена ничего нет». Я думаю, что у этой фразы глубокие корни, уходящие к выходу евреев из Египта. Ведь рабы жили в ужасном «хрене» , но думали , что «нас и здесь неплохо кормят». Неважно, что бьют, что несправедливость и т.д., важно, что может быть хуже, хрен так хорошо знаком, коды поведения тоже, страшно двигаться, а вдруг съедят?

Царство свободы, обещанное Моше, казалось абсолютно недосягаемым. Как, например, иногда нам кажется недосягаемым мирное соглашение, равноправие, отсутствие гендерных стереотипов, отсутствие насилия и сексуальных домогательств, эмпатия, альтруизм и взаимопонимание, сотрудничество. Ведь «хрен» становится частью нас, проходит интернализацию и потом «хрен от него избавишься» — евреи 40 лет по пустыне ходили, чтобы избавиться от «хренорабства».

Для меня всегда выход из Египта и весь описанный процесс были символическими, аллегория, отражающими внутренние психологические, когнитивные и духовные процессы. Мне кажется каждый из нас, включая меня, должен спросить себя, какой «хрен» поработил меня и постараться осознать эти мысли, установки, окружение, среду и начать выход из собственного Египта. Это означать — занять, прежде всего, активную позицию. Найти внутреннего «Агента движения» Моше Рабейну. Психоаналитик Джессика Бенджамин писала, что сердцевиной субъекта является понятие «агента» — инициативного, независимого, принимающего решения «внутреннего двигателя».

Ежесекундно нас обливают морем информации, она «надевается» на установки-категории, уже сформированные воспитанием, окружающими. Воспринимать критически любую продаваемую нам «хрень» — это первичная задача.
Рав Ашлаг как-то сказал , что единственным выбором человека является выбор среды, которая будет на него влиять. Если окружающая вас среда является шовинистским, расистким, иерархичным, несправедливым «хреном», прежде всего давайте осознаем, что можно по-другому.

Кстати, евреи в Египте не пытались повлиять на окружающих их египтян. Они хотели, чтобы «хрен» их отпустил. И понадобилось энное количество «ударов» по эгоизму-египту-рабскому мышлению, чтобы удерживающая сила инерции «отпустила» на свободу поиска собственной «земли обетованной» — аллегорически, это поиск собственной, максимально свободной от стереотипов точки зрения, идеалов и идентичностей.

Источник: http://relevantinfo.co.il/18610-2/
Метки:
Кстати, евреи не то чтобы рвались уйти из Египта. Там у них была сытная жизнь и прочие гарантии, даже с учётом их положения пленников. Ушли они только после "казней египетских", когда фараон понял, что в несчастьях египтяне могут обвинить "чужаков" и устроить бунты и погромы. В Книге Исхода евреи регулярно пеняют Моисею на тяготы кочевой жизни и с нежностью вспоминают мясо, лук и чеснок, которым их кормили в Египте. Ой, там вообще богатая метафора "исхода из себя".