Мучительные знания

Наткнулась на реплику о том, что Джордано Бруно вовсе и не ученый был, занимался всяким оккультизмом и околонаучной фигней. Ну так а если сейчас посмотреть на современных людей, как бэ несущих знания в массы, картина та же самая. Считать их шарлатанами? Да нет, не все, что они говорят есть бред. Познание в истории человечества - это возвратно-поступательный процесс выхода из мрачных пещер предубеждений, суеверий и заблуждений, который продолжается и по сей день, и, наверное, будет продолжаться так же и дальше.
Знания приходится добывать, метафорически выражаясь, с киркой и лопатой, из огромного количества тяжеловесных догм. И конечно же много соблазна пойти легким путем: сочинить теорию, и подогнать под нее мироустройство. Этим занимается очень много людей, и даже Стивен Хокинг с этого начал, но правда в процессе пришел к тому, что все его теории оказались не очень работоспособными, то есть часть работает, а чать нет, это как если бы вы пытались носить шапку и вместо носков тоже, и вместо трусов, и использовали вместо ножа и молотка. "На голове шапка" работает, а вот в другом качестве или совсем не работает, или работает очень коряво.

Не нужно ничего упрощать, мир сложен, и нет возможности все объяснить одной стройной теорией. Усложнять тоже не нужно, куда уж сложнее то. Все что мы можем - это менять фокус восприятия от частного к общему, и обратно, от общего к частному, тем самым замечая все больше объема в том, что мы видим.
Меня еще в юности интересовала такая ситуация: к Копернику, который написал книгу "О вращении небесных тел", церковь претензий не имела, анафеме не предавала и его книги не сжигала. А Бруно, который прочитал эту книгу - церковь осудили и сожгла. Почему так?
Про Бруно вообще много интересных материалов - ведь и от него остались т.н. диалоги, и многие протоколы допросов остались. Не вижу никакой околонаучной фигни в утверждениях Бруно - на сегодняшний день это материал средней школы. Земля или солнечная система не центр вселенной, существует множество миров - это его убеждения. И тут было противоречие с церковью - получалось что если миров много, то как же сын божий Иисус всего один на нашей планете, получается их должно быть много, а может и богов много.
"Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю её светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звёздам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве"
Да и донос на него интересен: "Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием ʼʼновая философияʼʼ. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом".
Очень многое из того, что он утверждал, можно найти в Герметических текстах и позже в "Тайной Доктрине", хотя разумеется были и ошибки.
Наткнулась на реплику о том, что Джордано Бруно вовсе и не ученый был, занимался всяким оккультизмом и околонаучной фигней.

был обычным представителем научного сообщества того времени, он не во всем превзошел своё время, во многом его взгляды соотвествовали времени, в котором он жил. многие астромоны, математики 16-18 веков занимались тем, что составляли астрологические прогнозы, например.

И целому ряду открытий в астрономии и математике мы обязаны тому, что математики и астрономы старались точнее предсказать положение небесных тел на небосклоне.
Взгляды Кеплера на устройство Вселенной за пределами Солнечной системы вытекали из его мистической философии. Солнце он полагал неподвижным, а сферу звёзд считал границей мира. В бесконечность Вселенной Кеплер не верил и в качестве аргумента предложил (1610) то, что позже получило название фотометрический парадокс: если число звёзд бесконечно, то в любом направлении взгляд наткнулся бы на звезду, и на небе не существовало бы тёмных участков[21][22].

Строго говоря, система мира Кеплера претендовала не только на выявление законов движения планет, но и на гораздо большее. Аналогично пифагорейцам, Кеплер считал мир реализацией некоторой числовой гармонии, одновременно геометрической и музыкальной; раскрытие структуры этой гармонии дало бы ответы на самые глубокие вопросы:

( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD )


Но тем не менее

Математика[править | править вики-текст]
Кеплер нашёл способ определения объёмов разнообразных тел вращения, который описал в книге «Новая стереометрия винных бочек» (1615). Предложенный им метод содержал первые элементы интегрального исчисления[25]. Позднее Кавальери использовал тот же подход для разработки исключительно плодотворного «метода неделимых». Завершением этого процесса стало открытие математического анализа.

Кроме того, Кеплер очень подробно проанализировал симметрию снежинок. Исследования по симметрии привели его к предположениям о плотной упаковке шаров, согласно которым наибольшая плотность упаковки достигается при пирамидальном упорядочивании шаров друг над другом [26]. Математически доказать этот факт не удавалось на протяжении 400 лет — первое сообщение о доказательстве гипотезы Кеплера появилось лишь в 1998 году в работе математика Томаса Хейлса (англ.)русск.. Пионерские работы Кеплера в области симметрии нашли позже применение в кристаллографии и теории кодирования.

В ходе астрономических исследований Кеплер внёс вклад в теорию конических сечений. Он составил одну из первых таблиц логарифмов[27].

У Кеплера впервые встречается термин «среднее арифметическое».

Кеплер вошёл и в историю проективной геометрии: он впервые ввёл важнейшее понятие бесконечно удалённой точки[28]. Он же ввёл понятие фокуса конического сечения и рассмотрел проективные преобразования конических сечений, в том числе меняющие их тип — например, переводящие эллипс в гиперболу.

(тоже https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD )

и так можно рассмотреть Ньютона, Браге и других