Механизмы самоутверждения личности и их прикладное значение

Наталья Харламенкова
доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, заведующая кафедрой психологии личности ГАУГН:

В психологии существует фундаментальная научная проблема — механизмы самоутверждения личности.

 Как только психология обратилась к проблеме личности, практически сразу возник вопрос о том, как же, собственно, функционирует личность и какие существуют процессы, которые позволяют ей не только стабилизировать, понимать суть себя, но и развиваться. Потому что парадокс существования личности заключается в том, что это, с одной стороны, это устойчивое образование, а с другой стороны, его устойчивость обеспечивается развитием.

Наиболее проблемный аспект, тянущийся из истории психологии, состоит в том, что в большей степени интересовались именно поведением. Более того, этот поведенческий аспект и в обыденной психологии, и в обыденном сознании в основном был представлен с отрицательным окрашиванием, потому что самоутверждение в обыденном сознании — это если не асоциальное поведение, то поведение, которое следует обсуждать, контролировать, пресекать и так далее.

Существуют разные техники самоутверждения личности, в основном они касаются как раз поведенческой психологии. И эти техники связаны с тем, что есть робкий, застенчивый, неуверенный человек, которому нужно развить некоторые навыки, некоторые действенные стратегии, позволяющие ему упрочить самочувствие, чувство «я», уметь коммуницировать, уметь общаться. Это касается в основном практической части.

Что касается фундаментальной психологии, то негативная поведенческая стратегия, когда человек,   утверждается за счет другого, конечно, не устраивает. Поэтому фундаментальную науку интересует именно то, что кроме этого внешнего объективного коммуникативного факта мы можем изучить.

Современная психология пришла к тому, что нужно исследовать не только стратегию самоутверждения с негативным аспектом — утверждение себя за счет другого человека, пренебрежение другим человеком, подавление его, а нужно исследовать всю палитру этих стратегий. Если говорить простым языком, что происходит внутри самой личности, то есть что обуславливает это внешнее поведение.

Оказывается, что любая личность вне зависимости от того, какая у нее выражена стратегия, в своем ресурсе, в своем опыте имеет варианты стратегии. Их много, но в современной психологии мы ограничиваемся тремя, и этого в принципе достаточно для того, чтобы понять, как они представлены у человека, определить его тип и тем самым упрочить фундаментальную науку.

Какие это стратегии? Помимо той, которая в обыденной психологии считается ведущей, практически единственной, то есть помимо подавления другого человека, пренебрежения им, утверждения за счет его недостатков, поиска этих недостатков, умения подчеркнуть их для того, чтобы повысить ценность «я» (по существу, я уже и называю ключевую проблему — ценность «я»), существуют еще стратегии.

Одна называется конструктивная стратегия, когда человек умеет сохранять и развивать ценность своего «я», как говорил Альфред Адлер, который является одним из основателей этой идеи, за счет сохранения социального интереса, то есть интереса к другим людям, умения строить коммуникации, умения поддерживать ценность своего «я» развитием самого себя.

Другая стратегия называется отрицанием или самоотрицанием, когда человек, если мы говорим уже о выраженности этой стратегии, чувствует слабость собственного «я» и, чтобы все-таки усилить это желание быть кем-то, присоединяется к другому человеку. То есть, по существу, он живет жизнью другого человека, копирует его, идентифицируется с ним, то есть пытается прожить жизнь другого человека, проявить те черты, которые свойственны тому, с кем он идентифицируется, и выбрать его стратегии. То, что мы часто наблюдаем у подростков, когда они выбирают какого-то известного человека — ведущего актера, эстрадного певца, актрису и так далее — и пытаются подражать ему, копировать.

Эта проблема имеет не только фундаментальный характер, но и имеется выраженное прикладное значение. Значение его таково, что очень многие люди, у которых выражена какая-то одна из трех стратегий, чувствуют, ощущают некоторые личностные проблемы, но не могут понять, с чем они связаны. Очень часто эта проблема   касается неумения строить отношения с другими людьми. Отсюда, естественно, как следствие и проблема семейных отношений, и проблема профессионального успеха, и проблема личностного роста, и даже более частные проблемы, скажем, проблема задать вопрос: если необходимо, например, по адресу найти какое-то место, то люди с выраженной стратегией отрицания не могут этого делать. Очень важно, что как раз в практическом плане мы можем не только рассмотреть самоутверждение благодаря этим трем стратегиям, но и понять, через какие более конкретные механизмы происходит самоутверждение. Я не буду все перечислять, но одним из наиболее выраженных является умение сказать «нет».

Итак, мы можем обнаружить самоутверждение через некие конкретные механизмы его проявления благодаря тому, что мы наблюдаем за поведением человека и смотрим за целым рядом параметров этого поведения. Один из них — это умение сказать «нет». Он вносит наибольший вклад в самоутверждение, и люди с разными стратегиями — с самоотрицанием, с конструктивным самоутверждением, с подавлением другого человека — по-разному говорят это «нет». Можно догадаться, что человек с выраженной стратегией подавления говорит безусловное «нет» — без комментариев, без интерпретаций, без объяснений, часто он даже говорит это невпопад, то есть как некий запретный механизм, который препятствует свободному волеизъявлению другого человека. Человек с конструктивным самоутверждением говорит «нет» обоснованно, и при этом он объясняет всегда другому, почему это так. А человек с самоотрицанием не умеет говорить «нет», очень часто говорит «да» и при этом дальше испытывает различные муки совести и так далее, что ему приходится делать то, что ему неудобно, что по времени некстати и что вообще не соответствует его желаниям.

Кроме умения сказать «нет» мы можем обнаружить еще целый ряд таких проявлений: умение выражать позитивные чувства по отношению к другому человеку, негативные чувства и умение инициировать общение.
Умение сказать «нет» вносит наиболее весомый вклад в оценку самоутверждения.

 Одна из важных новых задач — исследовать историю жизни человека, то есть историю людей с разными типами самоутверждения. Потому что они не появляются вдруг — скорее, это некая семейная традиция или какие-то психологические травмы, которые приводят к тому, что один становится неуверенным, другой с выраженной агрессивной, доминантной позицией, стремлением занимать ведущие роли, а есть человек, который склонен именно к конструктивному диалогу.


Источник: http://postnauka.ru/video/49435